Снежные сады вологодского кружева

«А теперь пусть кто-нибудь попробует меня убедить, что ЭТО сотворено руками!» – такая запись была сделана в Книге отзывов на одной из выставок вологодского кружева. Посетитель, четыре часа проведший возле стендов с кружевом, думается – даже тайком потрогавший кое-что, никак не мог поверить, что все это – рукотворно…

Плести вологодское кружево – оно же русское (так его называет шокированная заграница) – трудно. Как собирать крупинки тающего льда в снежинки, как вырезать трепетные листья кленов, сплетать паутинки в осеннюю чистую даль… Но нет ни одного человека, который бы хотел научиться этому искусству и – не смог.

Не узнать вологодское кружево трудно: в нем контрастно выплетены фон и рисунок. На нежнейшем, почти воздушном фоне словно самостоятельно живут крупные, выразительные рисунки – денежки, березки, пуговки, паучки… Так ласково и как-то по-детски называли мастерицы то, что создавали их руки.

Прямо на глазах распускаются белые цветы-снежинки, складываются в метельные завитки стебельные изгибы – и кружит, метет, слепит глаза вологодская северная зима-кружево…

ЧТО ВАМ ПОНАДОБИТСЯ?

• Подушка, она же - куфтырь

Несколько верхних наволочек для подушки: без чистоты нитки не сплетаются!

Подставка для подушки около 75 см высотой

Деревянные палочки – коклюшки (длина 170 мм, диаметр 10 мм, утончение-шейка длиной 40мм и диаметром 6 мм)

Хлопчатые нитки от №10 до 80. А лучше и правильнее – лен!

ШВЕЯ, А УЖ ПОТОМ – ПЛЕТЕЯ. ШЬЕМ КУФТЫРЬ

Куфтырь – так на Вологодчине называют валик-подушку, на которой плетут кружево.

Из плотной ткани шьем нижнюю наволочку и набиваем плотно опилками (сухой золотой соломой) – подушка должна быть жесткой.

Подушка кладется на подставку, соответствующую положению рук при работе. На подушке нужно довольно часто менять наволочки: чистота – главная нитка в вологодском кружеве! И при плетении кружева, когда вы оставляете работу, прикрывайте ее белой салфеткой – от пыли, дурного глаза и…соблазна – бросить все и — плести, плести…

А СТОИТ ЛИ?..

Стоит! Кружево – это не мода, не красота, а… нет, не определяется, не дается вот так просто в руки. Смотрите – и увидите.

И вчера, и сегодня, и – нет сомнения – завтра самые красивые, самые известные и …любые женщины выбирают для особых моментов в жизни – кружево. Что-то есть в этих плетеных цветах, лепестках и звездах, какое-то колдовство, которое словно флером ложится не только на грудь и плечи – оно и в блеске глаз, и в сдержанности улыбки…

В 1956 году состоялась свадьба принца Монако и Грейс Келли. Классическое платье Грейс было очень строгим и – предельно женственным… Эффект – просто ошеломительный: практический глухой ворот, длинный рукав – и неотрывные взгляды мужчин! Причина – вся верхняя часть платья была закрыта тончайшим кружевом…

Вот тогда-то возвратилось и уже не ушло в небытие, в будни кружевное свадебное празднество.

ПОДГОТОВКА НИТЕЙ

Нитку наматывают на коклюшки попарно – на одну, потом, не разрывая нить, на другую. Нить нужно закрепить петлей, которая не позволит нити разматываться и в то же время не будет препятствовать плетению.

Настоящие вологодские кружева плетут из льняных нитей. Только они и складываются в нежно-снежные узоры. Кружево из тонкого льна не теряет формы, и при мелких огрехах в плетении лен «спасет» ваше изделие.

ЧТО В КРУЖЕВЕ ДОРОЖЕ… КРУЖЕВА?

Сколок! Так называют то, без чего кружево не возникнет, - рабочий рисунок. Его выполняют на плотной голубой или зеленой бумаге. Основу сколка составляют точки, в которые вкалывают булавки. Точки соединяют тонкими линиями, по которым и будут располагаться нити. Настоящие мастерицы выбирают латунные булавки, но и простые не смогут убить талант, терпение и вдохновение художника.

В XIX веке художник, создающий сколки, по уважению и благосостоянию мог соперничать с ювелиром. Даже продажа одного сколка могла сделать его обеспеченным. Дивно ли: чтобы приобрести как воздух необходимый новый рисунок, вся деревня собирала подворно денежку и отправляла разведчика – он либо у купца на базаре перерисует с готового изделия (так дешево, но неточно, кружево получится неровное), либо уж на поклон к мастеру пойдет. Если собранных крестьянских крох хватит на дорогую покупку…

Собственно плетение заключается в переборе, поочередном перекладывании коклюшек с нитями.

Коклюшки берем за свободную от нитей часть и парно навешиваем на булавки – это начало плетения. Одновременно участвуют 2 пары коклюшек – по паре в каждой руке.

ПРОСТЕЙШИЕ ОПЕРАЦИИ

Перевив: парные коклюшки меняем местами в руке при помощи большого пальца. Перевив можно делать до трех раз.

Заплет: внутреннюю коклюшку из правой руки подложить под соответствующую в левой (ползаплета); повторить такое же переплетение с коклюшками, расположенными снаружи (полный заплет).

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Плетешок: это многажды повторенный заплет – столько, сколько вам требуется.

Полотнянка: сплетается несколькими парами по принципу переплетения полотняных тканей. Пары вдоль рисунка – долевые, а переплетающая пара - ходовая.

Сплетаем ходовую пару с долевой крайней и втыкаем булавку. Ходовую оборачиваем вкруг булавки и 2 раза перевиваем.

Снова переплетаем ходовую пару поочередно со всеми парами долевыми уже в обратной последовательности.

Насновки: прямоугольные и овальные элементы. Сплетать их нужно плотно, с заметным усилием. На одну булавку навешиваем 2 пары коклюшек: 3 нитки продольные будут основой, а оставшаяся 4-ая будет их переплетать.

Чтобы насновка получилась геометрически правильной, начиная и заканчивая плетение, крайние коклюшки разводите на небольшой угол, а в средней части плетения – на больший. Крайние нитки хорошо натягивайте, а ходовая пусть ложится свободно, чтобы возникала необходимая рельефность и плотность.

Сетка: куда более прозрачна, чем полотнянка, а ведь создаются они по одинаковому принципу. Нити в сетке расположены по двум диагоналям, а по горизонтали пересекаются с одной из коклюшек пары ходовой, которая поочередно сплетается с долевыми парами в ползаплета. Долевые пары при этом перевиты. С крайними ходовая сплетается в полный заплет.

Овладев этими основными элементами, вы сможете осваивать более сложные, а затем – и создавать собственные!

Любимым мотивом вологодских кружевниц XIX века была пава – птица счастья. Каждая кружевница-плетея, создавая свою паву, плела ее буквально сердцем, помыслами, мечтами девичьими – известными…

Так и живут павы в призрачной кружевной сказке, зазывая и русский народ, и чужеземный метельными песнями о счастье. И стоят, как завороженные, люди перед вологодским кружевом – песни те несбыточные слушают…

Марина Каурова

© Мастерам и мастерицам. Копирование запрещено.


28 апреля 2010 / Кружево