Лодки        30 июня 2010        80         0

Холбожка — бурятская лодка

Родился я в Тункинской долине, что простирается от южной оконечности Байкала на 200 км в сторону монгольской границы. Долина расположена между восточным хребтом Саянских гор и отрогами Хамар-Дабана. Места здесь обалденно красивые и в летнее время становятся местом паломничества иркутян, благо до Иркутска от моего родного села Жемчуг каких-то 180 км. По долине протекает река Иркут, собирающая в себя множество горных речек и ручьев, и рыбалка здесь замечательная. Кроме того, по всей Тунке, как называют долину местные жители, разбросаны многочисленные большие и не очень озера, некоторые из которых являются старицами постоянно меняющего свое русло Иркута. На озерах-то и использовались когда-то незаслуженно забытые теперь лодки «холбожки».

Буряты – народ кочевой и, перегоняя скот на новые пастбища, они часто устраивали свои летние стоянки на берегах озер. Озера в Тункинской долине продолговатой формы и часто соединены между собой протоками. Для того чтобы перебраться на ту сторону, кочевники использовали легкие катамараны, изготовленные из двух стволов дерева. Впоследствии, буряты научились у русских казаков ловить в озерах рыбу, и использование катамаранов для установки и снятия сетей оказалось очень удобным. При переходе на новые стоянки кочевники часто оставляли холбожку ввиду того, что эта лодка была очень легка в изготовлении. На следующем месте стоянки они изготавливали другую холбожку, или пользовались той, что доставалась им по наследству от предшественников. Из-за своего удобства и неприхотливости, катамараны очень уж приглянулись тункинским казакам, и они научились у «братских людей», как в старину русские любовно называли этот дружелюбный народ, делать холбожки.

При всей кажущейся простоте построения такого катамарана, которому не нужны лодочные моторы, есть несколько секретов, которых нужно придерживаться строго. Во-первых, нужно найти подходящий материал. Вековой опыт показал, что лучше всего для этой цели подходит кедровая сосна, которая растет в Тунке в изобилии. Кедровая сосна, в просторечии просто «кедр», легко подается обработке, и в ее стволе легко выдолбить полость. Второй секрет заключается в том, что самые устойчивые и долговечные холбожки получаются из кедрового сухостоя. Ударьте по такой «лесине» топором и вы услышите звенящий звук, свидетельствующий о том, что древесина уже достаточно «задубела» и «поспела» для производства долбленки. Для холбожки необходимо найти два сухих дерева, и выпилить из них те части, в которых меньше всего сучков и повреждений, причиненных насекомыми.

Когда заготовки уже доставлены к озеру, их спускают на воду и находят то положение, при котором бревна дают наименьшую осадку. Таким образом, на бревнах определяются места, где будут днища, верхние края бортов и места для долбления. Затем острым плотницким топором выбирается верхняя часть бревен, у каждой половинки катамарана формируется киль и корма. Самая ответственная работа наступает, когда нужно выдолбить полость: здесь главное не переборщить и не допустить, чтобы бревно дало трещину, и весь труд пошел насмарку. Полость выдалбливается при помощи набора долот и тесел.

Полости выдолблены, и наступает момент, когда части катамарана соединяют в единое целое – «схолбоживают». Делается это при помощи двух, иногда трех досок-перемычек, которые служат затем в качестве сидений.

К сожалению, искусство изготовления лодок-холбожек постепенно утрачивается – кочевое скотоводство себя изжило, а рыбаки предпочитают резиновые лодки, но иногда на очень удаленных озерах холбожки еще встречаются. Кстати, в местном русском говоре есть слово «схолбожиться», что, значит, сильно подружиться. Наверное, как подружились когда-то две половинки старинного бурятского катамарана.

Юрий Зверев

Сообщество плотников
Рубрики
Поделиться с друзьями