Самое разное        12 июля 2010        374         0

Из истории русского льна

Веретено — вероятно, один из самых древних инструментов для ручного прядения пряжи. Самопрялка была изобретена позднее — и это был большой шаг вперёд, так как производительность её была намного выше. При работе с веретеном пряха правой рукой крутила его, а пряла только левой. Зато рогульчатое веретено самопрялки приводилось в действие колесом, которое двигали ногой, и мастерица могла прясть обеими руками, что значительно ускоряло дело. Однако, невзирая на преимущества самопрялки, на крупных мануфактурах тонкую пряжу по-прежнему делали с помощью ручного веретена, причем отдавали такую работу детям — тонкие детские пальцы лучше чувствовали неровности пряжи.

По приказу Петра I

По тому, как делались ткани, различали гладкие, пестротканые и узорчатые. Несложные узоры выполняли на простых ткацких станках. Станки тогда были узкими, и ткань получалась не шире 45 см. Чтобы сделать большую скатерть, приходилось сшивать отдельные полосы, тщательно подбирая рисунок. То, что шло на царский двор, ткали браным способом (то есть группы нитей основы закладывали дощечками — бральницами, чтобы протянуть уток — это позволяло выполнить сложный узор), такие изделия часто дарили заморским гостям, поэтому и называли их посольскими.

пряхаВ XVIII веке по приказу Петра I в России возникает фабричное производство льняных тканей. Под прямым покровительством Петра в Москве и Ярославле создают полотняные заводы, на которых велено было научиться делать широкие ткани (не уже метра) — и тонкие узорчатые для скатертей, и технические на паруса. Наиболее крупное производство возникло в 1722 году в Ярославле. Большая Ярославская мануфактура просуществовала более 100 лет. Выделывавшиеся на ней тонкие скатерти и салфетки, полотна голландские и фламандские, обойные ткани, полотенца гладкие и махровые считались лучшими в России.

Ткач и три переборщика

Узорчатые ткани делали на переборных станках, на которых можно было поднимать и опускать нити по счёту. Ткач вел счет нитям, сверяясь с рисунком, а переборщики поднимали указанные им нити, чтобы можно было протянуть уток. Таким способом одну скатерть изготовляли неделями, а иногда и месяцами, в зависимости от сложности рисунка. К столетию Большой Ярославской мануфактуры было выпущено много переборных скатертей с видами Ярославля. Сейчас их можно увидеть лишь в музеях — Эрмитаже, Государственном историческом и Ярославском историко-архивном музее-заповеднике.

Международные премии и награды

В конце тридцатых годов XIX века переборное ткачество почти прекратило своё существование, несмотря на то, что оно стало поистине искусством. На смену пришло производство с механическим прядением и ткачеством. На рубеже XIX-XX веков Россия стала крупнейшим производителем льняного волокна. Большая часть фабрик Западной Европы работала на русском волокне. Много новых предприятий построили и в России. Здесь делали в основном тонкие полотна. Льняные изделия русских мастеров того времени не раз удостаивались международных премий и наград.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщество плотников

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять