На парусах мечты и грез

Матери и жены мореходов вносили их под сумрачные своды готических соборов и клали на алтари. Наивные женщины верили: высшие силы позаботятся о бесконечно милых мужах и сыновьях, ушедших в бурное море. Ведь крохотные, но очень точные копии парусников, возложенные к статуям и божественным картинам, обязательно напомнят небу о настоящих кораблях.

Модели кораблей делили со своими прототипами их судьбы. Модели лодок из папируса опускали в гробницы фараонов. На таких судах, верили египтяне, душа владыки страны у Нила будет путешествовать в мире теней. Уменьшенные копии величественных фрегатов, линейных боевых кораблей, оснащенных сотнями пушек и громадами белоснежных парусов, украшали столы монархов. Они как бы незримо доказывали иностранным послам:  мощь державы несокрушима, потому что непобедим флот. Петр Великий не жалел средств из казны, небогатой в тяжелые годы  Северной войны, на изготовление моделей новых русских кораблей. Говорят, что причиной его знаменитого увлечения токарным делом были модели парусников.

И сегодня, забежав в музей, замираешь перед великолепными творениями старых мастеров. Можно часами, как завороженному, стоять перед точными моделями судов российского боевого флота, выставленными в залах морских музеев Петербурга, Севастополя. Всматриваешься в эти мелочи, так любовно выделанные руками мастеров – ванты, лесенки, орудия, шпангоут – и словно слышишь волшебный скрип снастей под тугим дуновением ветра, чувствуешь покачивание палубы и видишь, как сизый пороховой дым первых выстрелов баталии стелется над свинцом волн.

Постигать тонкости строительства корабельных миниатюр увлекательно. Разворачивать чертеж, разбирать абрисы корпусов судов, перечитывать списки такелажа, виды парусного оснащения – работать вдумчиво, медленно, кропотливо. Постройка настоящей модели, как восхождение в Гималаи. Нет мелочей, каждый шаг предельно важен, потому что сорваться и обречь себя на поражение – это так просто.

Начинающим моделистам мастера рекомендуют не усложнять процесс. Самый простой способ изготовить модель корабля – вырезать корпус из болванки дерева, которое хорошо поддается обработке. Предпочтительно взять хорошо просушенную липовую чурку. На нее наносят обводы корпуса судна, затем обтачивают древесину столярными стамесками, рубанком. Если возникнет необходимость – применяют и токарный станок. Выбирают древесину из внутренней части бруска также стамеской, получая в итоге корпус модели, на который будут монтироваться палубный настил, мачты, все прочие мелкие детали.

Мастера более опытные, умелые предпочитают начинать постройку модели, как бы повторяя в уменьшенном масштабе этапы настоящего строительства парусника. Начинают дело с выпиливания шпангоутов. Задача мастера подготовить к сборке полный набор всех частей корпуса корабля – к шпангоутам нужно еще добавить элементы обшивки, штевни, стрингеры, непроницаемые для воды переборки. Все детали точно сверяют по чертежам. Малейшее отклонение в размерах – и все придется начинать сначала. Собирается модель корпуса на казеиновом клею. Технология проверена веками. Тут множество тонкостей, о которых в двух словах не расскажешь. Надо просто брать инструмент в руки и учиться, овладевать очень тонким, сложным искусством.

Особенные инженерные таланты потребуются при создании моделей парусников, которые смогут самостоятельно двигаться по водоемам. Паруса на таких моделях управляются с пульта, по радио. Моделист остается на берегу, держит в руках маленькую коробочку, нажимает на ней всякие кнопочки, а маленький парусник по его команде совершает эволюции, подстраивая свои паруса под попутный ветер. Наблюдаешь за такой моделью – кажется, будто из мира грез в нашу действительность каким-то чудом прорвался мир Гулливера. Будто не радио, а маленькие человечки там, на борту игрушечного судна, искусно переставляют паруса, собираясь дать приветственный салют. Они прибыли к нам под снежными парусами из сказки, чтобы подарить мечту.

Игорь Корнеев

© Мастерам и мастерицам. Копирование запрещено.


13 мая 2010 / Моделирование