Народные промыслы        18 мая 2010        38         0

Хохлома – секреты росписи

Самая известная техника росписи изделий в народных промыслах в России – хохломская роспись. Основная особенность этой росписи – получение золотистого цвета в композиции рисунка без применения золота.

Сам процесс производства изделий с хохломской росписью включает в себя несколько этапов: заготовительный этап, грунтовка, сама роспись и заключительная операция – закалка.

На первом этапе из хорошо просушенной древесины (ольха, липа, береза) вытачивается на токарном станке или выдалбливается вручную заготовка будущего изделия, называемая бельем. Белье еще раз тщательно просушивают и приступают к грунтовке.

В заготовку втирают глину и несколько раз покрывают олифой с просушкой при температуре 60-70 градусов, затем лудят. Процесс лужения состоит в нанесении на липкую поверхность заготовки тонко протертого порошка олова или алюминия. Порошок наносят тампоном равномерно по всей поверхности изделия, при этом заготовка принимает ровный серебристый цвет. После очередной просушки заготовка будущего изделия готова к росписи.

Расписывают изделие беличьими или колонковыми кистями, используя для этого масляные краски. Красная – киноварь, черная – газовая сажа, а так же применяется желтая, коричневая и зеленая краски. Основными видами хохломской росписи являются верховое письмо и письмо фоновое. Верховое письмо – нанесение ажурного узора поверх золотистого фона, просвечивающий сквозь рисунок фон делает изделие похожим на золотое. Фоновое письмо, наоборот, состоит в том, что мастер наносит вокруг элементов орнамента какой–либо одноцветный тон, а сами элементы образуются непосредственно из золотистого фона заготовки.

Последним этапом в создании изделий с хохломской росписью является закалка. Высохшую роспись аккуратно покрывают тонким слоем лака, после чего помещают в печь при температуре 270-300 градусов. Масляный лак при такой температуре слегка желтеет, и серебряные узоры на изделии становятся золотистыми. С целью получения более насыщенного золотого оттенка процедуру повторяют несколько раз. К тому же повторное нанесение лака и закалка в печи придает лаковой пленке на изделии необходимую прочность.

В настоящее время в качестве материалов для изделий с хохломской росписью все так же применяют древесину липы, осины, березы. Единственное кардинальное отличие от старой технологии – применение в росписи более дешевого на сегодняшний день алюминия для грунтовки изделий. Ну и конечно, современные электропечи – но в основе своей технология создания хохломской росписи по дереву такая же, как и много лет назад.

© Мастерам и мастерицам. Копирование запрещено.

Сообщество плотников
Рубрики
Поделиться с друзьями