Забава каргопольских гончаров

Какими только промыслами не богата наша Родина, и каргопольская игрушка занимает немалое место в народно-прикладном творчестве. Это искусство зародилось давно в деревнях Каргопольского уезда в Архангельской губернии.

Каргопольские игрушки изначально делались из остатков глины, которая оставалась у гончаров после изготовления посуды и прочих изделий. Экономные мастера чтобы не выбрасывать остатки лепили из них человечиков, зверушек и прочие мелкие поделки. А чтобы смотрелись эти изделия привлекательнее, их разукрашивали.

Вот только мастера по-настоящему умели ценить материалы и поэтому для окрашивания шли цветная глина, мел, сажа, известь и другие самодельные краски – то, чего было у гончаров в достатке.

Кстати, прошли десятилетия, в настоящее время можно использовать различные яркие краски, но мастера, изготавливающие классическую каргопольскую игрушку, не изменяют старой доброй традиции и используют такие же нежные цвета, как и их предки. Так же, как и древние мастера не использовали какие-то инструменты в работе над игрушкой, так и современные умельцы обходятся без них.

Если какое-то искусство и умирает, то только не каргопольское творчество. В 30-х годах прошлого века о нем стали забывать, но несколько каргопольских мастеров не дали погибнуть народному промыслу. До наших дней дошли игрушки 30-40-х годов, они являются образцом для нынешних мастеров народно-прикладного искусства.

В настоящее время у него появляется все больше последователей, причем живущих далеко за пределами Архангельской области. И это не удивительно, ведь изготовление таких игрушек несложное. Помимо традиционных каргапольских игрушек – получеловека-полупса Полкана, людей, зверей и птиц современные игрушечники изобретают что-то свое, новое. Единичные фигурки заменяются целыми композициями, некоторые даже разрисовывают свои поделки в яркие цвета. Но даже такие современные каргопольские игрушки заметно отличаются от любых других изделий народного творчества, их сложно не узнать.

Кстати, какой-то определенной техники подготовки глины нет, каждый мастер выбирает то, что ему больше нравится. Главное – глина должна хорошо отставать от рук, а не липнуть к ним, быть однородной и не содержать каких-то примесей, даже мелких камушек. Каждый элемент игрушки изготавливается отдельно, а потом все соединяется. Но некоторые простые изделия делаются и сразу, из одного кусочка глины.

Когда каргопольская игрушка слеплена, ее ставят обжигать. Закаленную в огне глиняную фигурку еще рано было назвать игрушкой, после обжига ее отбеливают разведенным на молоке мелом. Только после этого мастера приступают к росписи фигурки.

Каждый элемент рисунка несет определенный смысл. Нынешние мастера не особо задумываются о значении черточек, точечек, линеечек и прочих элементов, а предки придавали таким нюансам большое значение. Среди главных символов игрушечников – овалы, линии, всевозможные кресты и всевозможные пятнышки. Мало кто помнит о настоящем значении этих символов, современные мастера просто копируют технику своих предков.

Кстати, не только элементы узоров имели какое-то значение, но и сами фигурки несли определенный смысл. Так, олени и бараны означали достаток, а птицы должны были приблизить наступление тепла, Полкан же передавал образ этакого непобедимого богатыря.

Ольга Коцына 


26 сентября 2011 / Народные промыслы