Оловянные солдатики        26 июня 2010        14         0

Секрет нюренбергских литейщиков

Чудо оловянной миниатюры подвластно труду – кропотливому и упорному. Начинается все, конечно, с замысла. Миниатюрист воплощает тему в эскизе. Задолго до того, как его карандаш коснется листа ватмана, прорабатываются книги по истории костюма и таблицы с изображением мундиров той армии, которая будет представлена серией фигур. Задумано отлить серию «Гренадеры Наполеона»? С книжной полки будут взяты для штудий тома французских историков униформы Русселло и Верне.

Подготовившись теоретически, мастер набрасывает эскиз – контурный рисунок, представляющий фигурку с двух сторон. Эскиз переводится на прозрачную кальку.

Пока готовится рисунок, друзья рисовальщика заботятся о подготовке пластин для гравировки. Настоящие нюренбергские мастера использовали для своих великолепных миниатюр пластины сланцевого шифера, которого много в южных германских горах. Этот камень хорошо поддается стальной игле резчика, прекрасно слоится. Более сложный способ – гравировка на медных или бронзовых пластинах. Стоят такие заготовки очень дорого. Они тщательно шлифуются для безукоризненно гладкого прилегания. Вся сложность при гравировке на бронзе в следующем – малейшее неверное движение штихеля убивает делает пластину непригодной. Потому на бронзовых пластинах гравируют свои миниатюры только мастера самого высокого класса. Такие миниатюры очень дорого ценятся коллекционерами на биржах оловянных солдатиков, которые так популярны в Германии и Швейцарии.

Самый демократичный материал для гравировки фигур – чистый белый архитектурный гипс. В гипсовом порошке не должно быть никаких посторонних включений. Потому перед замесом его тщательно просеивают через специальное сито с мелкими ячейками. Некоторые умельцы даже перетирают порошок, чтобы добиться особенно мелкой его консистенции. Гипс разводят водой до густоты сметаны и заливают в прямоугольные опоки. Для гравировки пеших фигурок высотой в 32 мм берут пластины меньшего размера, чем для гравировки кавалеристов высотой в 44 мм. Кстати, при гравировке нюренбергских фигур стандарт высоты соблюдается неукоснительно. Причем всеми коллекционерами и граверами Европы. Таково негласное соглашение среди коллекционеров.

Полученные гипсовые пластины высушивают естественной сушкой. Просверливают, в сквозные отверстия заливается олово. Пластины так скрепляются. Теперь можно приступать к самой гравировке.

Для резьбы по гипсу пользуются штихелями, граверными иглами, твердыми чертежными карандашами. Рельеф выбирается очень осторожно, правильность гравировки контролируется кусочком пластилина. На нем остается оттиск будущей миниатюры.

Когда закончена гравировка одной половинки, ее коптят над пламенем восковой свечи. Копоть покрывает гипс ровным черным слоем. Пластины складывают – на второй половине формы отпечатывается контур миниатюры. Начинают гравировку второй половины. Метод такой же, как и при гравировке первой половины.

После окончания гравировки прорезаются литники и выпоры. Форма собирается, скручивается бечевкой. Теперь можно приступать к процессу литья из оловянно-свинцового сплава. Литье – дело непростое, со многими тонкостями. Об этом в следующей статье цикла.

Игорь Корнеев

На фотографиях: Контурные рисунки фигур фирмы «Шейберт» (Австрия).
Екатерина Великая на коне. Миниатюра А. Мителева (Санкт-Петербург, 2002 год).
Атака баварской пехоты. Австрийский гусар. 1805 г. (Из частных собраний).


© Мастерам и мастерицам. Копирование запрещено.

Сообщество плотников
Рубрики
Поделиться с друзьями