Ракушки        01 ноября 2010        28         0

Резьба по морской раковине

Каждое лето моя сестрёнка, возвращаясь с отдыха на одном из приморских курортов — Крым, Турция, Болгария уже обласкали её своим солнцем, — привозит полную сумку различных мелочей, купленных в местных сувенирных лавках. Или доставшихся даром, как подобранные на берегу ракушки с навеки поселившимся в них шумом морского прибоя.

Отдых в Геленджике не стал исключением, только в этот раз, кроме привычных перловиц и «винтушек», сестрёнке довелось «выловить» у геленджикских умельцев совершенно невероятную вещицу — ракушку, украшенную замысловатой резьбой. Настолько тонкой и ажурной, что кажется поистине чудом.

Каким образом мастера умудряются столь искусно декорировать морские раковины?

Сначала немного истории.

Филигранная техника резьбы по природным материалам — драгоценным и полудрагоценным камням, кораллам, раковинам моллюсков — носит название «глиптика», от греческого слова glypho — «вырезаю».

Искусство глиптики было известно ещё в греко-римские времена, это один из наиболее ранних видов огранки самоцветов. До наших дней сохранилось довольно много античных гемм — ювелирных камней, украшенных врезным изображением — их называют красивым словом интальо, или барельефным — камеи. В основном это фамильные печати, которыми скрепляли письма и официальные документы, амулеты в виде священного жука-скарабея; позднее появились перстни, ожерелья, подвески, модные броши и снискавшие особую популярность камейные портреты.

Наиболее подходящим материалом для изготовления камей являются многослойные камни — такие как агат, оникс, сардоникс; минералы — яшма, изумруд, гранат, сапфир… Перламутр резчики Фландрии, Франции и Германии стали использовать лишь начиная с 14 века.

В России собирательством «камейного художества» была увлечена сама Екатерина Великая. Через своих доверенных в Европе императрица завладела многими известными коллекциями античных артефактов. Для хранения резных камней был выделен особый кабинет в Зимнем Дворце и заказаны роскошные, золочёные бронзой, шкафы известному немецкому мебельщику Давиду Рентгену. Позднее уникальное собрание было передано в Эрмитаж.

В наше время центром камнерезного искусства в Европе считается немецкий город Идар-Оберштайн, где изготавливают агатовые камеи, а итальянский город Торре-дель-Греко — основное место, где мастера вручную вырезают уникальные камеи на морских раковинах.

Как делаются геммы и трудно ли овладеть этим виртуозным искусством?

Всё одновременно и просто, и сложно. В прошлом на создание одной геммы могло уйти несколько лет. Теперь в помощь резчику есть специальные инструменты для резьбы, разработаны ультразвуковые технологии, но всё равно глиптика — это ручная работа, требующая времени, мастерства и терпения.

Если у вас есть навыки резьбы по кости или по дереву, освоить глиптику на ракушках — они более податливы, чем поделочные камни — будет не так трудно.

Для начала потребуется исходный материал. Прекрасной возможностью найти подходящие перламутровые раковины станет отдых на Черном море или на любом другом побережье. Опытные мастера используют обычно раковины моллюсков, живущих на большой глубине, добыть которые под силу разве что дайверам. Но новичку подойдут практически любые ракушки из тех, что можно собрать по берегу. Главное, чтобы они были целыми, неломкими, и красивыми.

Понадобится также набор инструментов сходный с тем, что используется для резьбы и гравировки по другим видам материалов (напильники и надфили, шлифовальный круг, ножовка по металлу, бормашинка с комплектом фрез, набор резцов, штихели, лобзик и др.), а также абразивы, воск, шкурка. Если есть желание достичь профессионального уровня, можно приобрести специальный прибор или станок для глиптики.

˜˜˜

В первую очередь ракушку необходимо хорошо промыть и очистить от известковых остатков. Делается это с помощью щётки, смоченной в 10-15% растворе соляной кислоты. Грубый наружный слой удаляется шлифовальным кругом.

Для создания камеи с внутренней стороны намечается контур в форме круга или овала, по которому раковина распиливается ножовкой по металлу либо лобзиком (если раковина имеет сложную конфигурацию) на заготовки. Далее необходимо отшлифовать края  и, предварительно закрепив раковину воском на подставке, обточить внешнюю сторону до желаемой толщины, затем отполировать поверхность с помощью абразивов или полировочной пасты.

Эскиз изображения наносится на оболочку острым карандашом. Дальнейший процесс резьбы заключается в удалении резцом верхнего слоя раковины, создании выпуклых форм и проработке деталей. Вначале прорезаются контуры изображения, углубляются границы, после чего рисунок подрезается сбоку и отделяется от фона. Следует помнить, что на этом этапе любой случайный штрих может полностью изменить настроение портрета, поэтому очень важна точность и чистота линий.

Завершает процесс шлифовка изделия и окончательная полировка мягкой тканью — фланелью или байкой. Дополнительная тонировка и матирование перламутровой раковины подчеркнут красоту природного материала и объёмность изображения.

˜˜˜

Для того чтобы гемма дольше сохранилась, следует беречь её от прямых солнечных лучей — под действием ультрафиолета раковина постепенно теряет цвет. Время от времени нужно удалять пыль, скапливающуюся в том числе в углублениях геммы. Для этого достаточно промыть раковину проточной водой без использования мыла и любых других чистящих средств, которые могут оставить след или поцарапать поверхность, и сразу насухо протереть хлопчатобумажной тканью. Раз-два в год рекомендуется смазывать ракушку минеральным маслом, чтобы сохранить жемчужный блеск.

К. Котёнкина

© Мастерам и мастерицам. Копирование запрещено.

Сообщество плотников
Рубрики
Поделиться с друзьями