Мистическое золото соломы

В руках мастера трепетали солнечные всполохи. Золотой жгут вращался стремительно, перехлестывались тонкие стебли, сплетались, подчиняясь воле творца. И вот уже появлялся сперва робкий, но все более ясный и четкий узор. Уже можно было различить на алевшей в закатных лучах пластине две фигуры танцующих стилизованных журавлей и традиционный народный орнамент, пришедший к нам из глубины веков. Простая солома превращалась в ларец дивной работы. В нем было столько изящества, тонкого вкуса, что захватывало дух. Не верилось в чудо, но оно неотвратимо свершалось на глазах.

Тайну превращения обычной соломы в золотые шедевры народного ремесла передавали из рода в род. Сельский люд всегда ценил этот, казалось бы, бросовый материал. Солома улучшала почву крестьянских полей, делая ее более рыхлой и податливой. Солома укрывала крестьянские жилища от непогоды. Соломой кормили скот в голодные годы неурожаев. Но рядом с приземленными, извечными утилитарными предназначениями не забывалось и еще одно немаловажное – способность соломы принимать любые формы, с легкостью превращаться в посуду, в мебель, в украшения. Постепенно, с течением всемогущего времени, солома стала не просто привычным материалом для привлекательных поделок. Этот сгусток солнца, дар хлебного поля могучему крестьянскому труду превратился в элемент земледельческой магии.

Совсем неприметно для крестьянского сознания солому стали боготворить, наделять сверхъестественной силой. Обряды первого и последнего снопа, чествование молодых на крестьянской свадьбе или встреча дорого гостя – ни одно значимое событие жизни хлеборобов не обходилось без вещей, сотворенных из соломенных жгутов.

Искусно сплетенные соломенные венки украшали головы красавиц-жниц, выходивших на поля с песнями. Интересно, что подобные соломенные венки были распространены не только у славянских народов. Остатки таких украшений найдены археологами при раскопках гробниц Египта и городов Ассирии в Междуречье. Сегодня плетенки из соломы во многих сельских домах и в городских квартирах подвешивают у входа в дом, как символы плодородия. Так вьется нить старинной традиции, унаследованная от предков.

Традиция плетения кукол из соломы, полагают слависты, зародилась в сумрачные времена язычества. Наши пращуры отождествляли многие природные силы с образами людей. Такое представление было характерно для всех религий мира. Вспомним хотя бы древних греков с их олимпийским пантеоном богов. Вот и славяне стали изображать Купалу, Ярилу, масленицу так, как подсказывала им их буйная фантазия. А материал… Конечно, им стала солома. При изготовлении таких «очеловеченных» образов языческих идолов развилось очень интересное направление соломоплетения, выстраивающее очень тонкие орнаментальные композиции.

Ремесло «соломенного кукольника» окрепло, когда в патриархальную русскую деревню ворвались рыночные законы. Артели «соломенных мастеров» стали разрабатывать новые методы плетений. Их искусство создавало вещи небесной красоты. Во многих церквях Белоруссии до сих пор можно любоваться великолепными соломенными иконостасами. Ажурное плетение самой тонкой работы, воплотившее безграничность фантазий искусников. Сотни повторяющихся мелких ромбиков перетекают в бесконечные вереницы квадратов, образуя сложнейшие геометрические пространства. Так в простом и обыденном воплощается возвышенная поэзия.

Обычная солома, преображенная кропотливым трудом мастеров и мастериц, таи в себе немало открытий и загадок. Как не вспомнить о подвесных «пауках». Эти таинственные вещицы сплетались на крестьянских подворьях в день зимнего солнцеворота. Вероятно, предполагают, ученые сама фигура «паука» символизировала Демиурга, сотворившего Вселенную и Землю.

Игорь Корнеев


28 мая 2010 / Соломка