Витраж. Средневековое украшение в кухонной двери

Уже в эпоху становления христианства культовые помещения украшали окнами, в которых за отсутствием стекла вставлялись тончайшие пластинки натурального камня – алебастра или селенита. Это были самые первые, примитивные витражи, пусть и не очень хорошо, но пропускающие свет и завораживавшие взор игрой солнечных лучей, разбивающихся о каменную преграду.

Ещё до периода раннего средневековья стекольщики стали изготавливать тонкое листовое стекло и соединять небольшие кусочки между собой. Но из маленьких цветных стёклышек получалась, скорее, мозаика, а не картина. Только в конце первого тысячелетия научились фигурно вырезать стекло и вставлять элементы в свинцовый переплёт. Искусство мастеров позволяло изготавливать божественной красоты картины со сложными сюжетами и очень мелкими деталями.

витражПозднее, в 19 веке, Льюис Комфорт Тиффани разработал собственную уникальную технику сборки витражей, благодаря которой возможно собирать изящные и красочные витражи даже из небольших кусочков стекла. Долгое время купить витраж Тиффани могли позволить себе только очень состоятельные люди, однако сегодня многие витражные мастера умеют работать в технике Тиффани, что сделало их более доступными для поклонников витражного искусства.

˜˜˜Сделать в домашних условиях настоящий витраж от начала и до конца практически невозможно. Сложная технология окраски и обжига стекла, трудоёмкая и кропотливая работа по спайке перемычек требует специального оборудования, досконального знания технологии и огромного опыта в довольно специфических декораторских ремёслах.

Более просты в исполнении заливные витражи — при наличии желания, даже не умеющий рисовать человек, может своими руками создать прекрасную стеклянную картину, стилизованную под средневековые витражи, украшавшие европейские храмы.

Сразу хочу предупредить, что предлагаемый дальше способ декорирования годится только для помещения. Такой витраж можно вставить в дверь, подсвеченную стену, но не в окно, выходящее на улицу.

Начнём с того, что сюжет для витража можно брать любой. Совсем не обязательно следовать классическим канонам и выбирать религиозную или философскую тематику. Прекрасно будет смотреться и цветочный орнамент, и просто любая понравившаяся композиция.

Для удобства чтения разобьём это подобие инструкции на разделы.

• Выберите стекло желаемого размера и найдите рисунок, подходящий по формату к этому стеклу. Если вы умеете рисовать, то, взяв лист ватмана или кусок обоев, вполне сможете создать контуры будущей картины. Постарайтесь обязательно сделать линии завершёнными, соединяющимися между собой. Если талант графика у вас отсутствует, не страшно. В продаже много интересных картинок различных форматов.

витраж• Обезжирив спиртом или бензином стекло, положите его на рисунок. Для создания рельефного контура, имитирующего свинцовые перемычки, понадобится густой клей ПВА. Можно взять и другой клей, который хорошо ложится на стекло и прочно держится на нём, но обязательно густой.

• Из мягкой бутылочки с тонкой насадкой аккуратно выжимаем клей, образуя на стекле ровные дорожки, повторяющие контуры картины. Нужно учесть, что даже густой клей, попав на стекло, будет немного растекаться, а имитация оправы должна быть достаточно равномерная по толщине. Процесс создания контура желательно закончить за один заход.

• Минут через 20 после начала работы над перемычкой, возьмите бронзовую или алюминиевую порошковую краску и аккуратно, не спеша посыпьте ею ещё не успевшую застыть, но уже схватившуюся клеевую дорожку. Если контур закончить не успели, то посыпайте только его начальный участок. Главное, чтобы клей не засох и серебрянка прочно на нём держалась.

• Пока ждём, чтобы высохли дорожки, готовим краску или занимаемся домашними делами. Пусть клей высохнет, как следует. Излишки порошка можно удалять только после полного высыхания, при необходимости воспользуйтесь бритвенным лезвием.

• Для расцвечивания лучше брать краску для стекла на растворителе или смоле, не предназначенную для обжига. Она более насыщена и ярка, чем обжигаемая. Цвет витража получится звонким и радостным. Водорастворимые краски брать не стоит, они могут испортить окантовку.

• Наливаем краску каждого цвета в соответствующую ячейку, нежно и заботливо выравниваем её на поверхности, не оставляя пробелов и просветов. Окрашивание можно продлить несколько дней, а при необходимости, повторить.

После высыхания краски у вас получится великолепное украшение квартиры, на которое специально будут приходить любоваться друзья и знакомые. Только не забудьте, что переливы и переходы цвета в одной ячейке на средневековых витражах отсутствовали. Их научились делать много позднее.

Автор: Сергей


8 июля 2010 / Витражи