Волшебные японские картины своими руками

Даже неискушённый в искусстве человек, но обладающий врождённым чувством прекрасного, может часами любоваться волшебной графикой японских мастеров. Почему именно японских? Просто манера изображения окружающего мира, людей и фантастических персонажей в стране Восходящего Солнца уникальна и неповторима. Тому причиной было множество разных факторов - и географических, и исторических. Но не будем углубляться в эти аспекты, ведь нам интересно сейчас лишь загадочное волшебство японского рисунка.

Изящные обводы контуров фигур и расплывчатые, перетекающие из одного оттенка туши в другой, очертания могут изумительно сочетаться на одном рисунке. В гравюрах на дереве и в картинах-ширмах, в настенных росписях и шёлковых свитках соединением чётких линий и мягких полутонов удивительно содержательно передаются и бытовые сценки, и буйство стихии, и величественность эпических образов.

Существует мнение, с которым просто невозможно не согласиться, что иностранец, каким бы великим художником он ни был, никогда не сможет создать истинно японскую картину. Для этого надо родиться японцем, вдыхая с воздухом вековые традиции, подчинить себя этой философии. Уметь, как в хокку, тремя строчками выразить всю суть и прелесть происходящего. «Бьёт дождь, взошла луна, и вся природа приглашена на праздник» - как лучше, лаконичнее и более ёмко выразить наступление лунной ночи?! Так и в японском рисунке.

Но абсолютно каждому по силам создать, пусть не шедевр кисти Хокусай, но очень красивую и оригинальную имитацию японского панно, способного стать великолепным украшением интерьера. Примечательно, что подобной техникой может пользоваться даже человек, начисто лишённый способностей к рисованию. Главное, чтобы у него присутствовало чувство меры.

Что нам понадобится? Это зависит от того, что мы хотим сделать. Если задумано панно на шёлковом полотне, то потребуется кусок шёлка, желательно натурального, клей ПВА, нитки ирис или мулине, паспарту для оформления законченной композиции и, конечно, необходимо подыскать рисунок, который мы хотим воспроизвести.

К рисунку предъявляются определённые требования. Он должен быть линейным, то есть состоять из чётко обозначенных контурных линий. Есть маленький нюанс – чем на рисунке больше изогнутых линий, контуров и штрихов, как в гравюре, тем интереснее и эффектнее будет панно.

Великолепно будет смотреться картина с изображение птиц, причудливо изогнутых деревьев, самураев в боевом облачении…

Подобрав соответствующий рисунок, с помощью копировальной бумаги перенесём его на ткань. Теперь шёлковое полотно нужно растянуть, что бы при последующих действиях оно не стягивалось и оставалось ровным. Можно плотно прижать края тяжёлым прессом, а можно и закрепить в большое пяльце, применяемое для вышивки.

Второй этап – подготовить шнур для создания рельефного контура панно. Толщина шнура зависит от размеров картины и её насыщенности деталями. Например, если на формат А3 переносится рисунок дерева, весь испещрённый штриховкой и контурными линиями, то оптимальная толщина шнура будет 2-3 миллиметра. Но нужно учесть, что размер мелких элементов не должен быть меньше его толщины. Можно использовать в одной работе шнуры разной толщины, лучше всего смотрится картина с одинаковыми линиями. Шнурок просто скручивается из ниток. Процесс, без сомнения, каждому знаком с детства.

Закрепив ткань с переведённым рисунком, приступаем к самому интересному, творческому и основному этапу создания картины.

Очень аккуратно тонкой спицей наносим клей ПВА на линии оттиска. Проведя клеевую полоску на расстояние двадцати-тридцати сантиметров, бережно приклеиваем шнур, повторяя контуры и придавая им объём. Так, сантиметр за сантиметром будет прорисовываться рельефное изображение. Особое внимание следует уделить местам пересечений линий. Подрезание и состыковка частей шнура должна выполняться очень аккуратно и тщательно, чтобы не появилось, портящих вид перепадов толщины. Линии законченного рисунка должны выглядеть ровными, как будто проведённые карандашом или маркером.

По цвету идеально смотрится изображение из чёрного контура на жёлтом либо красном фоне. Но можно до начала работы на растянутое мокрое шёлковое полотнище нанести акварельной краской какой-нибудь фон в виде пейзажа или просто разноцветных полос. Дать ткани высохнуть. Получится прекрасный задний план, слегка размытый, нечёткий, не отвлекающий от основной композиции.

Останется только завершить работу, оправив панно в рамку или картонное паспарту. А можно, если панно имеет вид вертикального свитка, обработать края и, утяжелив верх и низ, поместить его на стену, как это принято в Японии.

Сергей

Оставьте комментарий

  

  

Вам доступны эти HTML тэги

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>