
Не нужно бояться сложных терминов и непонятных явлений, которые изучает фундаментальная наука химия. Стоит только присмотреться к окружающему миру, заметить некоторые процессы, которые происходят вокруг нас. Образованные люди знают, что все окружающие нас предметы, вода, воздух, да и мы сами, состоят из молекул, а те, в свою очередь, состоят из атомов. Даже с маленькими детьми можно проводить обучающие беседы и творческие уроки, которые смогут привить любовь к интересным наукам.
Рассмотрите с малышами структуру молекулы воды. Уникальную модель можно сделать своими руками из обычного пластилина и спичек. На простых примерах удастся показать 3 агрегатных состояния и форму диполя.
Для творческого урока необходимо подготовить:
- пластилин 3 цветов (любых по вашему усмотрению);
- спички (шпажки или зубочистки).
Рассмотрим структуру воды
1. Для создания структурных единиц подготовьте пластилин, для имитации связей между атомами – обычные спички.

2. Любое вещество состоит из молекул, а те, в свою очередь, из атомов. Если в состав входят атомы только одного элемента, то такое вещество называется простым, если в состав входят атомы двух или более элементов, то вещество сложное. Молекула воды состоит из 1 атома кислорода и 2 атомов водорода, то есть она сложная. Но это еще не все.
Самое главное достоинство этой жидкости – ее полярность. Достигается она за счет наличия неподеленной пары электронов, которые удерживает около себя кислород. Чтобы изобразить структуру одной молекулы понадобится 1 большой шарик для имитации кислорода (в приведенном случае – синий), 2 маленьких шарика для водородов (розовые), 2 мелкие бусинки для электронов (желтые).

3. Чтобы соединить кислород с водородами, вставьте в синий шарик спички. Возникает вопрос, как именно расположить химические связи. Форма молекулы воды угловая, поэтому нужно вставить спички под некоторым углом, а не напротив друг друга. Это происходит за счет того, что водороды, которые находятся на концах связей, отталкиваются от электронов, которые удерживает кислород.

4. Соберите молекулу. Приклейте желтые бусинки к синему шарику, а розовые детали – к концам спичек. Рассмотрите внимательно то, что у вас получилось – это и есть модель структуры воды. Электроны у кислорода появляются потому, что он больше и жаднее, чем водороды. Он оттягивает на себя эти мелкие частички. Нам следует считать обиженные водороды положительными героями (они несут на себе заряд + после того, как у них отобрал электроны кислород), второй атом пусть он будет отрицательным.

5. Чтобы рассмотреть разные агрегатные состояния воды, следует создать не одну, а несколько молекул. Сделайте много синих и розовых шариков, а спички уже не понадобятся.

6. К синим шарикам приклейте розовые, чтобы получить имитацию структуры воды.

7. Если вода – пар, ее молекулы находятся очень далеко друг от друга, они не связаны между собой, а перемещаются с большой скоростью по пространству, в котором находятся.

8. В жидком состоянии молекулы соединены, но отдельными группами, которые, будто водят хоровод, передвигаются одна относительно другой.

9. Твердую воду мы знаем в виде льда или снега. В такой структуре все молекулы связаны между собой, не перемещаются, а только колеблются, пытаясь вырваться. А соединяются структурные единицы в виде шестиугольников.

Автор: Елена Николаева